Восточная медицина

С древнейших времен Восточная Медицина рассматривала человеческий организм как единое целое, неразрывно связанное со средой обитания — климатом, ландшафтом, местной почвой. Этот синтетический взгляд, в основании которого лежало представление о единстве Человека и Природы, служил руководящим принципом при определении нормального состояния организма и его патологии в процессе диагностики.
Восточные врачеватели рассматривали все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в тесной связи с состоянием окружающей среды. Наряду с самим заболеванием, предмет внимания и пристального изучения врача составляли время года в момент заболевания, атмосферные условия, особенности жилища, одежды и питания пациента, его эмоциональные реакции, привычки и даже взгляды на себя и на окружающую жизнь. Восточные медики большее внимание уделяли функциональной деятельности органов и систем организма, нежели их анатомическому строению, и кроме зримо определяемых реальностей тела (таких, как органы, кровь, лимфа, желчь и другие жидкости и ткани) они признавали реальность существования невидимой для глаза всесвязующей и всепроникающей «субстанции жизни», имеющей тем не менее материальную основу. Это наложило отпечаток на всю систему диагностических приемов, обусловило самый стиль диагностической деятельности врача, определяемый как целостный, функциональный, причинный, экологический, системный. И лучшая акупунктура в москве производится в клинике Viva Verti!
Современный диагностический процесс построен на соотнесении отдельных патологических признаков (симптомов заболевания) с различными анатомическими органами и тканями (а также с данными лабораторных анализов), — на основании модели развития того или иного заболевания, принятой в медицинской науке в форме выделения «нозологических единиц» — наиболее общих схем развития болезней, учитывающих пусковое («причинное») начало. Восточный же врачеватель учитывал закономерные связи между различными органами в рамках моделей энергетического гомеостаза: Инь-и-Ян, Три Силы, Четыре Стихии, Пять Первоэлементов и так далее. Производился детальный и многоуровневый учет сложнейших функциональных и качественно-энергетических взаимосвязей органов в свете представлений об энергоканалах и Центрах действия Стихий — Чакрах и Грантхи. К примеру, при покраснении слизистой оболочки глаза современный западный медик спешит закапать в конъюнктивальный мешок дезинфицирующий раствор сульфацил-натрия. Китайский же врач, наблюдая покраснение и припухание глаз, сопровождающиеся острыми болями при надавливании на глазные яблоки, обращает внимание на состояние печени. Порой достаточно применить лекарство, «гасящее огонь печени», чтобы возвратить глаза в нормальное состояние.
Такие методы диагностики, как опрос больного, выслушивание шумов его сердца и легких, осмотр покровов тела и тому подобные были известны восточным врачевателям издревле. Мы остановимся на особенностях тех широко применявшихся в прошлом методов, с которыми современные врачи не слишком хорошо знакомы. Феноменальность эффективности восточной диагностики основывалась на крайне серьезном наблюдении и сосредоточенном размышлении врача у постели больного. Без абсолютно точной постановки диагноза лечение просто не имело смысла. И при отсутствии электронной диагностической аппаратуры и методов лабораторного анализа восточные врачеватели проявляли уникальную изобретательность в разработке познания механизмов работы организма человека.
В первой главе мы уже указывали на чрезвычайную близость древнегреческого медика Гиппократа к учению Восточной Медицины. Едва ли не самым ценным наследием Гиппократа, отражающим его приверженность синтетическому, целостному взгляду на человека, как Микрокосмос, является метод диагностического наблюдения. Гиппократ — этот величайший представитель древней медицины — призывал своих последователей к наблюдению объективному, точному, подробному, динамичному, без предубеждений и без спекулятивных комментариев.
Современные медики в основном мыслят категориями тех или иных нозологических форм, т.е. определенных болезней, связываемых с отдельной конкретной причиной, с ясной схемой развития патологического процесса и с четко очерченными признаками, — все это в медицинских вузах изучается студентами на курсе факультетской терапии. Затем в процессе практической диагностики происходит «втискивание» видимой картины заболевания в заученную абстрактную схему. При этом теряются важные признаки и особенности состояния конкретного пациента, стирается индивидуальная специфика состояния, не учитывается конституция больного.
Восточного врачевателя интересовало не столько то, от чего человек заболел, т.е. какая причина явилась пусковой для развития данного патологического состояния, сколько то, как болеет данный человек и отчего понизились его защитные силы. Именно поэтому внешнепричинное (пусковое, провоцирующее) начало в развитии болезни мало занимало врачей прошлого. Они не рассматривали формы заболеваний («нозологическая форма» — «нозос» — «болезнь»), а придавали наибольшее значение синдромам — совокупностям отдельных патологических признаков (симптомов), характеризующих течение болезни у конкретного пациента в соответствии с его конституцией, условиями места и времени, питания и образа жизни.
В Восточной Медицине понятие о болезни как таковой было совершенно отличным от современных представлений. Китайские врачи, учитывая симптомокомплексы, или синдромы заболевания, назначали лечение, направленное против отдельных конкретных наблюдаемых симптомов. Обследуя пациента, восточный медик не ставил перед собой задачу определить нозологическую форму заболевания. Он тщательно изучал отдельные симптомы и обобщал их в «чжен» — синдром, который и являлся характерным для текущего состояния данного пациента.
Древний девиз медиков — «Лечить не болезнь, а больного» — призывал учитывать не формальную схему наиболее часто встречающейся совокупности признаков патологического процесса, взятую из учебника, но обращать внимание на особенности индивидуального проявления признаков заболевания в данное время у данного человека. На словах этот девиз соблюдают многие современные врачи. К сожалению, многое в концептуальной схеме современной медицины, в частности, анатомизм и отсутствие моделей качественно-энергетического равновесия Стихий, просто не позволяет методически обеспечить выполнение этого прекрасного правила! Мало призвать к лечению индивидуального пациента. Нужно еще и уметь это сделать, необходимо знать приемы и методы определения индивидуальных особенностей, специфики конституции, а сейчас этому почти не учат.
Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных путей и методов диагностического исследования, перечислим основные причины заболеваний человека, как они понимались, к примеру, медиками Древнего Китая. Все причины возникновения и развития заболеваний подразделялись на внешние, внутренние и «ни внешние, ни внутренние».
К внешним причинам относили влияние так называемых «биоклиматических болезнетворных энергий» — воздействия атмосферы и состояния природы, которые при длительном и избыточном действии приводили к дисгармонии управляющих систем организма и развитию определенных расстройств. Речь идет о следующих факторах окружения: Ветер, Холод, Жара, Влажность, Сухость, Огонь (большая жара и сухость вместе взятые). Сюда же к внешним причинам относили и эпидемические влияния, которые не только характеризовались широким распространением инфекционного начала, но и сопровождающими его изменениями климатической ситуации (так называемые «поветрия»).
К внутренним причинам заболеваний относятся эмоционально-психические состояния, чрезмерное переживание которых приводит к нарушениям энергобаланса в организме и «открывает» двери различным патологическим факторам, которых в окружении человека всегда предостаточно. Речь идет о чрезмерно интенсивном переживании радости, гнева, беспокойства, печали, безысходности, тоски, страха и ужаса.
К третьей группе причин заболеваний человека, называемых «ни внешние, ни внутренние», китайские медики относили следующие: нарушение режима питания и режима труда и отдыха, чрезмерное половое воздержание и половое излишество (изнурение), различные травмы (ожоги, раны, переломы костей, ушибы), укусы животных и ядовитых насекомых, отравления различного рода, а также поражение паразитами (гельминтами, насекомыми и тому подобное).
Ввиду интереса к потенциалу защитных сил самого организма особое внимание врачеватели уделяли именно внутренним причинам, т.е. тем силам и факторам, которые во многом зависят от самого пациента, а значит, могут быть им контролируемы, в чем и заключается профилактика болезней.
Из-за переживаний, беспокойства, чрезмерных психических и физических напряжений, переутомления, нарушений режима питания и беспорядочного образа жизни, считали китайские врачи, начинается падение защитного потенциала организма, в него «приглашаются» самые различные заболевания, в соответствии с конституцией пациента и особенностями места и времени.
Китайские врачи говаривали так: «От раздумий страдает селезенка, от тревог поражаются легкие, от страха заболевают почки, а чрезмерное веселье сказывается на состоянии сердца». В данном случае речь идет о связи различных эмоциональных нагрузок с отдельными органами и системами жизнедеятельности организма человека в соответствии с правилом Пяти Первоэлементов — У-Син.
Восточные врачи считали, что нарушение режима питания поражает селезенку, болтливость негативно сказывается ни состоянии легких, половое воздержание ухудшает состояние почек. Все эти факторы, особенно при их чрезмерно интенсивном и длительном действии, приводят к излишнему расходу энергии, влияют на состояние системы крови, нарушают равновесие Инь и Ян, утомляют психику, расстраивают функциональную деятельность внутренних органов.
В целом заболевания внутреннего происхождения сводятся к истощению организма, усталости, молчаливости, снижению трудоспособности, потере аппетита, расстройствам сна, переживаниям, страху, забывчивости. Становится понятным, почему основное направление в лечении и в профилактике заболеваний сводилось к многоплановому воздействию врача на психику и душевный мир пациента. Приводя в равновесие сознание больного человека, медик приводил в состояние гармонии внутренние токи «жизненной энергии», от баланса и общего потенциала которых почти полностью зависело здоровье организма.
В восточной диагностике основными считались следующие четыре метода:
1. Осмотр, включающий:
— психологическое обследование пациента;
— изучение цвета кожных покровов и видимых слизистых оболочек;
— исследование внешнего вида, походки, осанки, мимики, глаз, губ, носа, зубов, языка, конечностей, ногтей и волос.
2. Выслушивание и исследование запаха тела пациента.
3. Опрос — изучение всех факторов и условий — от выяснения места рождения и места настоящего проживания пациента до ощущений в душе при употреблении определенных продуктов.
4. Пальпация и пульсовая диагностика:
— пальпация кожи конечностей, груди и живота;
— пульсовая диагностика — место исследования, характеристика пульсов.
В ходе диагностического обследования китайские врачеватели использовали Восемь Руководящих Принципов — Инь-Ян, Поверхностный-Внутренний, Холод-Жара, Пустота-Полнота, разбирать которые вряд ли стоит ввиду сложности этого вопроса. К тому же, диагностические принципы должны изучаться под руководством опытного Мастера непосредственно у постели больного.
Восточной Медицине был известен ряд совершенно уникальных, прямо-таки феноменальных методов диагностики, в том числе и использование экстрасенсорного восприятия. Правда, и из перечисленных выше четырех основных методов извлекался максимум информации.
К наиболее любопытным, оригинальным и очень информативным методам диагностики, о которых до последнего времени на Западе мало было известно, относится метод определения конституциональных особенностей организма по учету места рождения, условиям питания, предпочтений, посредством опроса и осмотра телесных пропорций (ему во многом соответствует типологическая диагностика родоначальника гомеопатии Самуэля Ганемана). Близка к типологической и косморитмологическая, или астрологическая, диагностика. Были подробно разработаны методы диагностики по состоянию «окон тела», в том числе хирологическая (ладонная) и иридологическая диагностические системы (последняя использовала изучение состояния радужной оболочки глазного яблока). Далее: пульсовая диагностика (к ней близка разработанная в последние десятилетия методика электропунктурной диагностики и методы Фолля, Накатами и Сарчука); интуитивная диагностика с использованием биолокационного метода (так называемый «прием лозоходцев»). Наконец, экстрасенсорное восприятие энергоструктуры тела пациента и выявление особенностей и нарушений в ее деятельности — видение энергоструктур, мануальная локация поверхности внешнего энергополя — ауры — человека и резонансное восприятие ощущений, переживаемых самим пациентом. Использовались и другие, не менее оригинальные и высокоинформативные диагностические приемы.
Преимущество вышеперечисленных диагностических методов проявляется прежде всего в их предельной «приборной простоте» — они совершенно не требуют сложной диагностической электронной аппаратуры! Использовать эти приемы можно с равным успехом и в лесу, и в поле, и в горах. Правда, они требуют таланта самого врачевателя, остроты его наблюдательности, широких знаний и умения сосредоточенно и системно мыслить. По оценке многих специалистов, надежность этих методов намного выше, чем достоверность данных анализа крови и других показателей состава внутренней среды организма!
Особое значение в диагностике, как и в выборе метода терапии, на Востоке придавалось связи состояния человека с погодными условиями и климатической обстановкой. Человеческий организм очень чувствителен к влияниям колебаний температуры окружающей среды и ее влажности, к изменениям направления и скорости ветра. А все это меняется в зависимости от сезона и места проживания.
На разных людей одни и те же погодные факторы действуют далеко не одинаково. Многие люди достаточно устойчивы к таким влияниям. Однако есть категория людей, крайне чувствительных к изменениям состояния природной среды. При этом в настоящее время уже выделяется множество видов реакций на изменение погодных условий — так называемых метеотропных реакций, касающихся изменения функционального состояния и сердечно-сосудистой, и нервной, и других систем организма.
Специфику метеотропных реакций необходимо соотносить с состоянием погоды в момент постановки диагноза и в момент возникновения первых объективных и субъективных признаков заболевания. В своих рекомендациях по профилактике заболеваний Восточная Медицина подчеркивает необходимость постоянного учета в повседневной жизни состояния погоды и влияние времени года. Это же нужно строго учитывать при опросе больного. В частности, для определения конституции организма пациента необходимо уточнять характер его реакции на различные времена года и погодные ситуации. Не менее важное значение придавалось и воздействию изменяющихся погодных условий на протекание болезни и проведение лечебного процесса.
Состояние организма пациента восточными медиками при диагностике соотносится с особенностями рельефа и климата местности, в которой проживает данный человек, и местности, в которой он родился. К примеру, так можно представить себе ход размышления врача: «Если человек проживает в местности с сухой холодной погодой, то для него более характерны заболевания, вызываемые факторами «Холода-Сухости», а для проживающих в теплой и влажной местности будут характерны болезни от «Холода-Влажности» и «Жары-Влажности» (речь идет о сочетанном влиянии «биоклиматических болезнетворных энергий» внешней среды).
Наблюдая за динамикой симптомов и ощущений пациента при распознавании причин и путей развития заболевания, медик учитывал суточные, недельные, месячные (лунные), сезонные и даже многолетние ритмы изменения состояния организма. Определялся ритм сезонного протекания природных энергий через организм данного человека в соответствии с его астрологической конституцией. Устанавливались влияние высоты местности и свойств почвы, уровень приспособления к изменениям природной и психосоциальной среды. Отдельно рассматривались различные уровни организации жизнедеятельности организма — от движения крови и качественного состояния желчи до нарушений в тончайшем балансе тонких душевных энергий, проявляющихся во взглядах на себя и окружающий мир и отражающих динамическое состояние Чакр и Грантх.
Восточные медики тщательно изучали текущее состояние пациента. Они выделяли «протекающее состояние», быстро меняющееся в зависимости от условий питания, настроения и внешней среды (повседневные психические и физические нагрузки) и конституционально-типологические особенности, являющиеся для каждого человека устойчивым фактором индивидуальности.
Конституцией организма человека называется «…комплекс индивидуальных физиологических и психологических особенностей организма, складывающийся на основе наследственных и приобретенных под влиянием общественных и природных условий свойств и проявляющийся в его реакции на различные (в том числе и болезнетворные) воздействия». Конституция — это те общие особенности организма, которые проявляются в специфических, индивидуальных реакциях на внешние воздействия. Именно наследственные факторы образуют нашу конституцию, она же является основанием характера и склонностей. Те же факторы, которые воздействуют на человека за последние несколько лет, а особенно за несколько месяцев до обращения к врачу, определяют фон состояния.
Существуют различные приемы выделения конституциональных типов. Современные гомеопаты подразделяют людей по признаку недостатка в их организме того или иного вещества, что накладывает отпечаток и на физиологическую, и на психическую деятельность. Считается, что вследствие определенных наследственных особенностей обмена веществ организм человека испытывает недостаток в том или ином веществе, приемом которого можно во многом исправить состояние дел и облегчить процесс выздоровления.
В классической гомеопатии выделяются три основных конституциональных типа (все характеризуются особенными морфологическими, физиолого-динамическими и психологическими чертами) и несколько десятков вторичных конституциональных разновидностей этих трех основных.
Общеизвестна классификация Гиппократа — четыре типа психологической, физиологической и морфологической конституциональных форм, из которых, правда, две последние почему-то известны меньше, и в основном история «запомнила» лишь психологические различия типов. Речь идет о выделении холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического темпераментов и соответствующих им особенностей физиологии и даже анатомии организма.
Любопытную классификацию приводит специалист в области макробиотики — искусства продления жизни посредством гармонизации питания — Микио Куши. Он разделяет людей на различные типы по признаку места проживания и связанной с этим условием специфической для человека диетой. Окружающая среда и состояние атмосферы оказывают воздействие на питание матери в период беременности и сразу же после рождения ребенка во время грудного кормления. А это, в свою очередь, порождает различия в конституциональных признаках среди людей, выросших в различных климатических, а значит, и диетических условиях.
К примеру, в местностях с жарким климатом едят больше легкой, мало обработанной пищи, включая сырые овощи, фрукты и соки, сладости. В более холодном климате больше едят соленой и поваренной пищи, овощей и бобовых, а также значительно больше потребляют пищи животного происхождения. Существуют различия климатических и диетических условий формирования конституции в зависимости от того, живет человек у воды или вдалеке от рек и морей, на равнине или в горах, на севере или на юге. Вот примеры таких системных влияний:
Место рождения и жизни Потенциальные расстройства
Северные холодные районы и горные области Болезни кожи, накопление слизи и жира, образование опухолей, расстройства печени и желчного пузыря
Южные и теплые районы и около моря Расстройства кишечника, легких, почек и мочевого пузыря, болезни половой и нервной систем, некоторые виды кожных заболеваний, опухоли, параличи и артриты
Город Комплексные расстройства, особенно часты нарушения работы кишечника, легких, нервной и половой систем
Деревня Более простые и четко выраженные расстройства, меньшее число расстройств пищеварительной, репродуктивной и нервной систем
Если две силы Ян и Инь находятся в равновесии, то «жизненная энергия» свободно циркулирует по энергоканалам тела. Это определяет внутреннюю и внешнюю гармонию и характерно для здорового состояния. При нарушении этого «паритета сил» энергия «Ци» циркулирует либо с избытком (преимущество Ян), либо с недостатком (преимущество Инь).
Каждый энергоканал и связанный с ним «орган» имеет свои признаки Ян-ских и Инь-ских нарушений. В целом при наружном наблюдении медик определяет общие тенденции в развитии состояния: что в данный момент преобладает, какое из Начал превалирует в энергетике пациента? К примеру, перечень легко наблюдаемых при внешнем осмотре симптомов преобладания в организме Ян-силы: покраснение лица, блестящие глаза, быстрые движения, густой желтый налет на языке, красный цвет языка; громкий голос и звонкий кашель; повышение температуры тела, жажда, запоры, насыщенная моча темного цвета, горячие на ощупь конечности; поверхностный, большой, свободный и умеренно частый пульс.
При наблюдении китайский врачеватель легко угадывал общую тенденцию организма к преобладанию силы Инь по следующим признакам: лицо бледное с землистым оттенком, запавшие глаза, бледная кожа, пассивные движения, белый налет на языке, анемичный бескровный язык, глухой голос, хриплый кашель, понижение общей температуры тела, отсутствие аппетита, понос, светлая моча, холодные на ощупь конечности; глубокий, скрытый, вяжущий и редкий пульс.
После определения общей тенденции энергетики организма данные о распределении сил Инь и Ян определялись соответственно каждому отдельному энергоканалу и каждому «органу» — в зависимости от специфики патологического состояния. Из этого делались выводы о необходимости того или иного вида коррекции нарушений.
При внешнем осмотре пациента китайскими врачами выделялись «ключи для понимания» отдельных функциональных систем. Например, ключ для понимания функции системы печени — глаза. При нарушении работы печени появляется мерцание в глазах, покраснение или закатывание глазных яблок, появляются симптомы нарушения видения в темноте — так называемая «куриная слепота». Ключом для сердца является язык. Например, при нарушении сократительной функции сердечной мышцы отмечается сильное покраснение языка. Для селезенки ключом является внешний вид губ, для легких — нос (например, непроходимость носовых ходов), для почек — уши (к примеру, появление шума в ушах при слабости почечной функции).
Очень многое специалист может сказать о состоянии здоровья при осмотре, используя признаки определенных психоэмоциональных состояний. Известно, к примеру, выражение — «желчный человек», т.е. язвительный, едкий на язык, «вредный» во всех отношениях. В народе даже существует выражение, определяющее возникновение подобного состояния при сильном переживании злобы — «желчь разлилась». В китайской медицине при осмотре и определении психического состояния примерно так же выражаются признаки нарушения работы системы печени: пациент становится раздражительным, вспыльчивым, гневливым. При здоровой же печени увеличиваются и укрепляются мужество, решительность, психическая устойчивость. Крайне важно то, что через культивирование последних психохарактерологических качеств можно существенно «подправить» и функциональное состояние печени!
К более сложным формам внешнего осмотра пациента относятся наблюдения за «окнами тела». Это области наиболее информативного и энергетически-плотного контакта организма человека с окружающей средой. Они расположены вблизи органов чувств. Речь идет об иридодиагностике — осмотре строения и цветовой структуры радужной оболочки глаза, об ощупывании и экстрасенсорной пальцевой локации ушной раковины, на поверхности которой расположено множество биоактивных точек, непосредственно связанных со всеми органами и системами организма. Это и хирологическая диагностика, при которой изучались линии, знаки и пропорции различных отделов ладоней пациента. Точно так же медик мог получить важную информацию, осматривая внутреннюю поверхность носовых ходов человека, на которой находятся точки-представители органов тела. Пальпируя различные отделы стопы, врач определял наиболее чувствительные из них. Это свидетельство о патологии органов, связанных с этими участками подошвы. Даже на языке и на губах представлены зоны, соответствующие различным органам тела.
Органы и системы, имея около каждого органа чувств свое непосредственное «представительство», и будучи напрямую связаны с этими точками энергоканалами, самонастраиваются на всевозможные влияния среды, «не дожидаясь», пока эти изменения «дойдут» до центрального «пункта управления» — нервной системы, и оттуда в виде «общих команд» будут «доведены до сведения» каждого отдельного элемента организма. Уже доказано, что «органы зоны представительства» различных областей тела в районе органов чувств не только могут быть использованы в диагностике, но и представляют собой отличный канал воздействия на определенные органы. Разминая и массируя стопу, ладонь или ушную раковину, врач может воздействовать на избранный им орган-мишень, избегая при этом побочных эффектов своего влияния. Ведь только данный орган связан с точкой-представительницей. И если при влиянии на энергоканал органа (например, при иглотерапии) возможны нарушения в общей структуре энергообмена — это все же тонкое, но мощное влияние на работу энергосистемы (покопаться отверткой в работающем телевизоре — не дай Бог, не зная его устройства!), то в случае действия на «окна тела» врач охранен от подобных побочных эффектов. Влияние «проводится» к органу лишь до тех пор, пока его деятельность нарушена и восприимчивость соответствующей точки-представителя достаточно высока. После достижения же гармонии во взаимоотношениях данного органа с другими, он просто становится нечувствительным к мощному массирующему воздействию. Ведь в норме «окна тела» призваны «поставлять информацию» о среде, настроены на окружение крайне избирательно, а сильные воздействия «пропускают мимо ушей». Аналогичный принцип используется в гомеопатии: пока функции органа нарушены, порог его восприимчивости снижен и он чувствителен даже к сверхмалым дозам лекарственного вещества, избирательно влияющего на его состояние. Но как только функция органа нормализуется, порог восприятия внешних влияний повышается — воздействие прекращается. Так можно избегать побочных эффектов, связанных с использованием лекарственных и других воздействий, применяемых в сверхвысоких (по сравнению с физиологической необходимостью) дозах.
Теперь коснемся пульсовой диагностики. При ее проведении пульс предписывается исследовать на запястье, в месте, где проходят лучевая артерия, в шести точках, по три на левой и на правой руках, да еще на сонной артерии. И восточные специалисты его действительно исследуют, не ограничиваясь подсчетом числа ударов в минуту и проверкой наполнения и стабильности ритма.
Восточные врачеватели различают следующие виды пульса: поверхностный и глубокий, редкий и умеренно частый, свободный, гладкий и вяжущий, тонкий, большой, скрытый, слабый. При этом для каждого канала на соответствующей точке исследования пульса строго определено, при каком нажатии необходимо «установить контакт» с пульсом данного органа и как именно интерпретировать тот или иной характер пульса и истолковать многочисленные признаки течения болезни и текущего состояния пациента в связи с той или иной сложной картиной его пульсовых особенностей.
Для окончательного суждения о методе и месте введения игл либо для вычисления точного состава лекарственных средств необходимо перенести все полученные данные на трехмерную пространственно-энергетическую модель, отражающую соотношения Инь и Ян в различных отделах тела человека. Они разграничиваются так: верх-низ, наружное-внутреннее, левое-правое, переднее-заднее и другие. То же сложное геометрико-энергетическое деление китайские врачи распространяют на энергоканалы при оценке их состояния. Здесь же используется правило Пяти Первоэлементов.
На состояние пульса влияют не только физические недуги и эмоциональная дисгармония, но и времена года и время суток, в которые проводится исследование пульса. Влияет великое множество факторов, которые необходимо учитывать в едином комплексе получаемой и анализируемой диагностической информации. Например, летом пульс поверхностнее, чем зимой. У скромных людей пульс обычно глубже, чем у людей, высоко мнящих о себе, и так далее.
Китайским врачом изучается не только ритм пульса, его частота, наполнение, напряжение и особенности пульсовой волны, но и его величина, глубина, «длина» и многие другие свойства, практически неизвестные современным медикам Запада. Всего в китайской традиционной медицине различают 24 основных вида пульса: поверхностный, лукообразный, свободный, полный, струнный, напряженный, большой, слабый, длинный, торопливый, короткий, пустой, замерзающий, крепкий, перемежающийся, частый, тонкий и другие. Выделяются и более сложные виды пульса: редко-большой, часто-тонкий и другие. Каждому синдрому соответствует определенный вид пульса. При этом несоответствие между видом пульса и наблюдаемым синдромом обычно указывает на тяжелый исход заболевания. По пульсу китайские специалисты могут не только установить диагноз и определить текущее состояние пациента, но и предусмотреть результаты лечения.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Ответить

Яндекс.Метрика